Что значит: «… и кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32)?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

1. В Нагорной проповеди Господь не предлагает развернутого законодательства о семье, а говорит только о чистоте христианского брака. Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о виновной стороне. Если брак распался из-за прелюбодеяния одного из супругов, то человек, вступающий и ним в брак также причастен к греху прелюбодеяния.

Такое понимание нашло отражение и в правилах Православной Церкви. Если брак распался по причине прелюбодейства, то полагается исследовать. Если подтвердится преступление одного из супругов, то ему полагается епитимия (духовное наказание). Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения.

2. Все новозаветное Священное Писание проникнуто мысль о мире как о благодатной состоянии. Когда Спаситель родился, ангелы воспели:
«слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (
Лк. 2:14
). В Нагорной проповеди Иисус Христос обещает блаженства тем, кто исполняет евангельские заповеди. Наибольшая награда ожидает миротворцев:
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (
Мф. 5:9
). Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедал им:
«входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (
Мф. 10:12
). Мир, построенный на началах любви, составляет подлинную природу христианства, его духовный нерв. Там, где этого нет, христианство остается внешним, без плодов. К миру призывают и ученики Христовы:
«уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (
1Пет. 3:11
); «будьте в мире со всеми людьми» (
Рим. 12:18
); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (
Рим. 10:15
).

Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна:
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (
Ин. 14:27
). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа:
«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (
2Кор. 5:19
). Мир, который дает мiр (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров.

В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это – меч духовный:
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (
Евр. 4:12
).

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *