Дьявол, зверь и лжепророк, упоминаемые в Откровении, – это три разных лица?

иеромонах Иов (Гумеров)

Речь идет о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло.

1. Диавол (греч. диаболос – клеветник, подстрекатель) – главный падший ангел, увлекший за собой множество других. Он – основной враг Бога, Его Царства и человеческого рода. В священных ветхозаветных текстах диавол чаще всего называется сатаной (евр. сатан – противник). В святом Евангелии упоминается и под другими именами: Вельзевул (Лук. 11:15, Велиар (2Кор. 6:15, князь мира сего (Ин. 12:31, князь, господствующий в воздухе (Еф. 2:2, врагом(греч. эхтрос) в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24–30). В Священном Писании к диаволу применяется еще одно наименование – искуситель (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес. 3, 5), ибо он прибегает к хитрости и лести, чтобы увести человека от Бога и погубить. В Откровении диавол назван драконом и древним змием (Откр. 12, 9;20,2).

2. Упоминаемый в последней библейской книге зверь является апокалипсическим образом, который экзегеты отождествляют с антихристом – человеком беззакония, сыном погибели, который явится в конце времен. Это будет не сатана, принявший плоть, не демон, а человек. Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Тайнозритель Иоанн видит его выходящим из моря (Откр. 13:1. Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. При первом и втором толковании ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста , которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс. 2, 9–10).

3. Лжепророка св. Иоанн Богослов также видит в образе зверя, но выходящего из земли (13,11). Это символически значит, что он человек, и вся его сущность, желания, мысли и чувства будут земными, чуждыми всему небесному. Св. Ириней Лионский называет его «оруженосцем антихриста». Наименование его лжепророком показывает, что он будет предшествовать антихристу и приготовлять его погибельный путь. Главной целью лжепророка будет совращение людей новой антихристианской лжерелигией, чтобы привести людей к почитанию антихриста. Отпавшие от веры в Пресвятую Троицу, будут веровать в антихриста, который объявит себя богом и потребует установления себе особого богослужения. Сатана будет вооружать антихриста всей своей силой, чтобы тот добился мирового господства (Откр. 13:7. Лжепророк будет содействовать в этом.

Какова будущая участь трех предводителей всех богоборческих сил последних времен? Началом конца беззаконий, охвативших мир, будет явление Божественного Судии (Откр. 19:11. Возмездие начнется с антихриста и лжепророка. Они первыми должны познать ужасы геенны огненной, в которую совратили множество людей. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр. 19:20. Для этих прямых и самых злобных противников Царства Божьего, не будет даже и Суда. Они непосредственно из этой жизни перейдут в место вечных мучений. На это указывают слова: живые брошены.Для них сделано отступление от общего порядка: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27. Люди, которых славное Второе пришествие Мессии застанет в живых, претерпят изменения: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся (1Кор. 15:51. Потом для них, как и для воскресших людей, будет Суд.

Диавол (сатана, змий древний; дракон) будет ввержен в геенну (в озеро огненное и серное) после антихриста и лжепророка, но так же, как и они, до Страшного Суда.

Самое авторитетное и вполне доступное изъяснение книги Откровениесодержится в творении святителя Андрея Кесарийского Толкование на Апокалипсис. В последние годы было несколько переизданий.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *